Скорость,

или полет на “альбатросе”

В голове практически каждого владельца компьютера рано или поздно всплывают мысли о том, что пора бы поменять внутренности своего друга на более современные, производительные, крутые (нужное - подчеркнуть). Конечно, если у вас дома этот хитрый агрегат используется в основном для набивания текстов и работы со справочниками, такой вопрос может и не возникнуть. Но в большинстве случаев на компьютерах еще и играют, обрабатывают изображения, рисуют с помощью громозких программ… Периодически в отзывах читателей встречаются реплики, что описываемые варианты апгрейда “страшно далеки от народа”. А можно ли уложиться в скромную сумму и оказаться при этом владельцем весьма современного и производительного компьютера? Для заинтересованных лиц и предлагается данный отчет о модернизации персонального “тауэра”.

Что на что меняем?

В исходном варианте cистемника: процессор РIII-800 (950), память DIMM (128+256), материнская плата GigaByte 6ОХТ-А. Их и заменим. Остальные запчасти – звуковую карту SB Live! (да-да, ту самую), видеокарту MSI GF3 Ti200, внутренний модем, накопители, корпус от Microlab с блоком питания на 375 Ватт решено было оставить без изменений (во всяком случае, пока). Тем более, что корпус с блоком питания приобретен не так давно, БП оснащен дополнительными проводами/разъемами и готов к работе с Р-IV.

Оставалось выбрать процессор и материнскую плату. Пролистав кучу журналов, удалось выяснить примерный уровень цен и возможности железа. К процессорам AMD особой симпатии почему-то до сих пор не возникло, несмотря на относительно небольшие цены и возможности разгона. Наверное, запомнился шум, издаваемый кулерами для них. (У двух моих знакомых компьютеры собраны на AMD, причем у обоих сняты боковые крышки корпусов – из-за нагрева, и свист лопастей слышен просто замечательно. Так как в наличии имеются маленькие дети и жена, которая не переносит громких звуков, варианты с шумными вентиляторами и снятыми крышками явно не подходят.) Поэтому пришлось обратить внимание в сторону процессоров другой фирмы. (Убедительная просьба к фанатам AMD громко не ругаться и не кидать камни в мою сторону.)

На полноценный Р-IV денег, ясное дело, не хватало, пришлось остановиться на Celeron -2000. Из прочитанного ранее было ясно, что изготовлен этот “камень” по технологии 0,13 мкм, греется не так чтобы очень сильно, разгон – весьма даже вероятен. Еще в процессе похода по магазинам удалось набрести на плату Albatron PX845PEV Pro, описанную в статье “Альбатронина” (статья вышла в ноябре 2002 года, №86). Плата отвечала заданным требованиям – минимум наворотов, наличие оверклокерских возможностей, хорошее качество при небольшой цене. Память попалась в том же в магазине - SAMSUNG, модуль 128 Мб. На этом финансы закончились.

Дома началось изучение документации и перестановка железок местами. Размеры старой и новой плат практически совпадали, крепежные отверстия – тоже. Только вот одна опора оказалась лишней, и главное в таких случаях – вовремя это заметить, иначе можно устроить весьма качественное замыкание дорожек на плате. Да, еще забыл выломать отверстие напротив разъема сетевой карты, но это пока не актуально – локальной сети дома нет (может, проведу как-нибудь… когда-нибудь…).

Кулер принципиально был оставлен “коробочный”. С его основания была безжалостно удалена фольга, которую изготовители считают хорошим термоинтерфейсом, и туда была нанесена термопаста АлСил-3. Дополнительной полировки основания радиатора не призводилось.

Провода и кабели к плате подключались без особого напряжения, помогала хорошая маркировка возле разъемов.

Наступил момент включения. Так, заходим в BIOS – система потребовала произвести начальные установки. Процедура довольно станартная, трудностей не возникает. Далеко пока не лезем, главное сейчас – успешно загрузиться.

На стандартной частоте шины все было нормально, но зачем останавливаться на каких-то жалких 100 МГц? Выставляем для начала 120 МГц, проверяем – грузится. Затем выставляется уже 133 МГц, проверка показывает, что все в норме. Становится интересно. Память-то “333”-я, выставляем 140 МГц, частота процессора получается 2800 Мгц. Как ни странно – работает! При дальнейшем повышении частоты возникают сбои. Ладно, возвращаем на 140 МГц, начинаем основные тесты.

Проверки, проверки…

Одним из таких тестов называют установку WINDOWS. Установка (“поверх”) проходит без проблем, глюков не проявляется. Начинается установка драйверов для чипсета и платы. И вот тут под ногами оказываются Т-А-А-А-КИЕ “грабли”!

Дело в том, что в BIOS частоту шин AGP и PCI можно задавать фиксированной – 66/33 МГц, а можно завязать их на частоту FSB. По умолчанию они были зафиксированы. После того, как были установлены драйвера чипсета, будто кто под руку толкнул поставить Intel Applicathion Accelerator… Эта штука автоматически устанавливает режим DMA для дисков, причем после вручную этот режим не отключается (в 98-х в “Свойствах диска” для этого служит специальная “галка”, а после установки Intel Applicathion Accelerator она пропала). И вот после установки этого IAA ради эксперимента были изменены частоты AGP и PCI. Тут-то счастье и закончилось… (С подобным пришлось столкнуться во время работы с материнской платой MSI BX-Master. Но там печальных последствий не было, просто переставил шлейфы из гнезд контроллера UDMA-66 в обычный IDE, и все. А здесь…)

Отказалась грузиться система, причем возникли ошибки. После их “исправления” каталог стал называться “WINDIS”, естественно, что ничего так и не заработало. Да ладно, все равно нужно было заниматься очисткой диска, а то много хлама всякого накопилось. Пришлось вводить любимую команду ламеров – “format c:”. Многие скажут, что можно было восстановить информацию с помощью специальных программ, но в данном случае на С: не было ничего жизненно важного – все нужные программы можно было установить с “болванок”.

Система была установлена на чистый диск – как в принципе и должно быть. Установлены необходимые драйвера (снова без ошибок), начинаем интенсивно играть (в смысле, “проверять производительность системы в различных приложениях”, как это обычно называют авторы подобных отчетов). Запускаем программу AIDA32, может, она и несерьезная, но довольно наглядная. И вот что видим:

Так, оценим работу с памятью при чтении:

и записи:

Да, довольно неплохо получилось (по крайней мере, это так выглядит на диаграммах). Первый раз получилось обогнать практически всю табицу (хотя, может, просто в ней данные для сравнения староваты). А как это отражается в реальной жизни, а не в придуманных тестах?

Реальная виртуальность

Одним из любимых занятий автора является создание картинок (“фотореалистичных пейзажей”) с помощью программы “Terragen”. Если все установки качества сделаны по максимуму, процесс рендеринга занимает довольно длительное время. Изображение разме ром 1024х768 на машине с Celeron-450 просчитывалось примерно 2,5 часа, процессор P-III 950 тратил на него уже около часа. Сейчас изображение просчитывается за 22-24 минуты. Неплохо?

Исследуем способности железа посредством бенчмарка всех времен и народов Quake 3. Все установки качества – по максимуму. Вот что получается:

Таблица 1

 

Разрешение

экрана

монитора

Количество FPS, при глубине цвета

 

16 бит

 

32 бит

640х480

257

257

800х600

222

222

1024х768

174

163

1152х864

145

134

1280х1024

115

106

1600х1200

83

76

Для справок: в разрешении 640х480 при глубине цвета 16 бит и установке минимального качества прорисовки (т.е. "максимально быстрого конфига", в котором обычно и проводятся измерения во всех тестах) число fps оказалось 310. Можете сравнить с результатами тестов в статье, где описывается тест 47 процессоров. После настройки таймингов памяти fps стало больше - 334! Так что советую обратить внимание и провести несклько экспериментов - вдруг модули памяти способны на подвиги?

В рабочем разрешении монитора 17” – вполне приличные результаты, не находите? Тем более, что никакими дополнительными утилитами видеокарта не разгонялась (только за счет увеличения частоты AGP до 75 МГц) – на ней установлен пассивный радиатор. Да и сама она по нынешним временам не из “крутых”.

Ради продолжения эксперимента побегал в “Unreal Tournament”. Количество fps держится примерно на уровне 90-100 при разрешении 1024х768, 32-битном цвете (иногда, правда, падает до 70-80, но очень редко). Частота обновления экрана у монитора выставлена 100 Гц. Достаточно?

Также прошелся по уровням в игре “ВВЗВ” (в смысле - “RTCW”). По опыту разгона предыдущей системы могу поделиться следующим наблюдением: если есть хотя бы небольшая вероятность сбоя контроллера жесткого диска, этот сбой вылазит при загрузке уровней в игре. В данном случае сбоев не было (режим DMA выключен, как говорится, “во избежание”, но мазохисты могут попробовать его включить).

Теперь – Counter Strike. Загружаемся, и наблюдаем следующее: 128 Мб памяти явно недостаточно для комфортной игры – система постоянно обращается к диску, что-то на нем ищет, причем в самый неподходящий момент, так что нормальной игры не получается. Наши действия? Приходится идти и “по знакомству” менять модуль старой памяти на новый. Теперь установлены два модуля – 128 Мб и 256 Мб, от одного производителя. Частоту снижать не пришлось. На всякий случай напряжение на памяти установлено не 2,5 , а 2,6 Вольта. (На предыдущей плате после установки второго модуля памяти пришлось уменьшать частоту шины - появились сбои.) Ну вот, сейчас террористов можно гонять по полной программе, не опасаясь, что машина опять задумается на ходу.

А как насчет перегрева?

В процессе работы постоянно отслеживалась температура процессора, так как было интересно, сможет ли стандартный “боксовый” кулер обеспечить нормальную работу в разогнанном режиме, или придется приобретать что-то монстрообразное на замену. Вентилятор – не очень оборотистый, но с лопастями большого размера, был подключен к соответствующему разъему на плате. В зависимости от температуры кристалла обороты меняются примерно от 2600 до 4400 об/мин (по данным мониторинга в BIOS). Сразу отмечу, что выше 51-52 С температура процессора не подымалась ни разу. Температура в спокойном режиме – всего 39-40 С. Температура чипсета выше градусов на 4-5 С, но это мы потом вылечим установкой на его радиатор небольшого вентилятора от видеокарты - через цепочку, понижающую напряжение, чтобы шумел потише. Вывод – разработчиками сделано все, что возможно и так, как нужно. Кстати, в корпусе установлен всего один дополнительный вентилятор – под блоком питания. К слову – если уж пришлось лезть в корпус, заодно почистил и вентиляторы. Кроме того, в подшипники было залито совсем немного присадки к автомобильному маслу – “ER”, так она вроде называется. Шума от вентиляторов заметно убавилось (не сразу, правда, а через пару дней). Короче, “семья будет довольна”.

 

Выводы по проделанной работе

Итак, система вполне работоспособна, глюков не выявлено (во всяком случае, пока). WINDOWS не зависает, хоть и 98-я. Кстати, если вы жалуетесь на частые сбои в системе, может быть, вам стОит уменьшить свои разгонные аппетиты? Или быть поосторожнее с установкой программ? После установки предыдущей системной платы осенью прошлого года на моей машине система не переустанавливалась ни разу, несмотря на то, что программ было опробовано достаточно много и процессор был разогнан. Думайте сами…

В магазине разница в цене на Celeron и P-IV весьма значительна. Да что там P-IV – разница в цене между Celeron-2000 и Celeron-2200 в здешних краях составляет около 1000 “деревянных”. А теперь посчитайте разницу между “2000” и “2800” (шутка). Когда подешевеют более мощные процессоры, можно будет поставить и их, заодно и памяти добавить. Если памяти недостаточно сейчас, то особой разницы между старой и новой машинами можно и не заметить (например, у меня в старой машине стояло 384 Мб памяти, и с Counter Strike особых проблем не было, но ведь и в новые игрушки погонять хочется…).

Ну что, как вам такой вариант?